Концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) займется выпуском комбайнов на производственных мощностях Владимирского моторо-тракторного завода (ВМТЗ) совместно с финской стороной. Основной площадкой для производства комбайнов КТЗ всегда был завод в Красноярке, однако в последнее время объемы производства там малы. Как считают аналитики, выпуская новую модель комбайна совместно с Sampo, КТЗ стремится дозагрузить ВМТЗ и нарастить общие объемы продаж своего сельскохозяйственного дивизиона. Пока что в связи с ростом импортных поставок продажи отечественных комбайнов снижаются.
Новость о том, что КТЗ наладит выпуск комбайнов совместно с финским производителем сельскохозяйственной техники Sampo Rosenlew появилась недавно. Президент КТЗ Михаил Болотин подтвердил ее, и сообщил, что концерну удалось договорится с Sampo о поставках ключевых узлов для комбайнов. По словам Болотина, комплектующие детали будут использоваться при сборке новой модели комбайнов КТЗ под брендами «Енисей» и «Агромаш». Комбайны будут производиться на мощностях ВМТЗ, который входит в КТЗ и занимается выпуском тракторов и дизельных двигателей. Ожидается, что в 2013 году объем производства ВМТЗ достигнет 300 ед. Двигатель для нового комбайна будет поставлять Алтайский моторный завод, который также входит в состав КТЗ. Как сообщил Михаил Болотин, первая опытная партия комбайнов с применением финских комплектующих уже собрана и сертифицирована.
Рекомендуем посмотреть: Ремонт гидромоторо в СПБ
Основной производственной площадкой КТЗ, на которой выпускались комбайны издавна был Красноярский завод комбайнов (КЗК). Однако в последнее время объемы производства там были ничтожно малы, сообщил директор ассоциации «Росагромаш» Евгений Корчевой. Согласно данным Росстата, за январь-сентябрь текущего года в Красноярском крае (помимо завода других производителей данной техники в регионе нет) произведено 210 зерноуборочных комбайнов (для сравнения: всего в России за этот период было произведено 4, 9 тыс. комбайнов). Объем производства тракторов на ВМТЗ в течение указанного периода снизился на 67 % и составил 133 единицы. Всего в России за январь-сентябрь было выпущено 13, 2 тыс. тракторов (+2, 9 %).
По словам Евгения Кочевого, ситуация на российском рынке комбайнов весьма сложная, объем продаж отечественной техники существенно снизился под действием роста импорта в первом полугодии. В соответствии с данными «Росагромаша», за январь-сентябрь 2012 года импорт зерноуборочных комбайнов, в том числе их модулей, увеличился на 83 % и составил 1, 15 тыс. штук. По причине резкого падения спроса на продукцию крупнейший российский производитель комбайнов «Ростстельмаш» (60 % рынка) уже летом был вынужден приостановить конвейер практически на три недели, так как на складах находилось более 1, 8 тыс. новых комбайнов, а это порядка 40 % годового объема выпуска. Всего за январь-сентябрь текущего года «Ростстельмаш» выпустил 1, 9 тыс. комбайнов, что на 29 % меньше результатов аналогичного периода прошлого года.
Сложившаяся ситуация объясняется снижением импортной пошлины на комбайны (с 15 % до 5 %) после вступления России в ВТО. Кроме этого, так и не был введен утилизационный сбор на сельхозтехнику, который бы защитил российских производителей. Еще летом текущего года депутат Владимир Гутенев внес на рассмотрение Государственной думы поправки, которые предусматривали введение утилизационного сбора для сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники, однако в начале осени Минэкономразвития выступило против предложенного проекта.
В июле КЗК и «Ростсельмаш» запросили провести защитное расследование относительно импорта в Таможенный союз зерноуборочных комбайнов (ЗУК) и их модулей. По материалам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая занималась расследованием, в течение последних трех лет выпуск ЗУК на двух предприятиях снизился на 14, 4 %, объемы продаж – упали на 43 %. Как рассказал Евгений Корчевой, «Росстельмаш» предложил ЕЭК ввести импортную квоту, которая будет рассчитана исходя из среднего объема импорта комбайнов в Таможенный союз за три года, что составляет порядка 800-900 комбайнов.
На территории России сборку комбайнов осуществляют John Deer и Claas, а также CNH в СП с КамАЗом. С использованием Sampo сборку комбайнов под брендом Terrion осуществляет «Агротехмаш» в Тамбове.